04.06.2015

Планктон вырабатывает половину кислорода, которым мы дышим

Ученые пришли к выводу, что планктон вырабатывает до 50% всего кислорода, который находится в атмосфере Земли. Об этом говорится в статье, опубликованной в Science.

Исследователи провели 3,5 года в открытом океане, изучили 35 тыс. образцов планктона и посетили 210 точек по всему миру, преодолев дистанцию в 140 тыс. км. В ходе своей работы они определили ареал организмов, выяснили, каким образом они взаимодействуют друг с другом и провели ряд генетических анализов.

«Планктон — это гораздо больше, чем просто пища для китов», — рассказал руководитель исследования Крис Боулер. — Эти крошечные организмы являются жизненно важной и неотъемлемой частью земной биомассы. Ежегодно они вырабатывают половину кислорода нашей планеты благодаря процессу фотосинтеза. Более того, они находятся во главе пищевой цепочки Мирового океана».

Благодаря этим крошечным организмам, продолжает Боулер, из нашей атмосферы удаляется столь вредный углекислый газ. Ученые провели уникальное и единственное по своей сути исследование ДНК-цепочки планктона, определив приблизительно 40 млн генов. Оказалось, что генетическое разнообразие планктона гораздо шире, чем считалось ранее.

Как отмечается в статье, большинство связей между разными организмами планктона носит паразитический характер. Более того, именно благодаря планктону вирусы так широко распространены в океане.

«Поскольку наиболее многочисленным представителем планктона являются бактерии, большинство вирусов в океане заражают именно их», — рассказала океанограф Университета Аризоны Дженнифер Брум, также участвовавшая в исследовании. «Проще говоря, в стакане морской воды содержится примерно 200 млн вирусов, и большинство из них заражают примерно 20 млн бактерий, содержащихся в этом же стакане», — пояснила она.

Во время своих исследований ученым приходилось переносить различные невзгоды. Так, они провели 10 дней в ледовом плену в Арктике, перенесли не один шторм в Средиземном море, а также преодолевали Аденский залив под защитой французского флота, опасаясь местных пиратов.

Планктон представляет собой совокупность всех растительных и животных организмов, живущих в морях и озерах, не обладающих свободой неограниченного передвижения в воде и не связанных со дном моря.

Андрей Z.