08.09.2012

Наступает время глобальных изменений в экосистеме Земли

Учёные из Университета имени Гёте во Франкфурте исследовали африканскую саванну и пришли к выводу, что саванна может очень скоро превратиться в лес. Что будет с её обитателями? Ведь на просторах саванны живёт огромное количество видов животных.

Кажется, что появление новых лесных массивов должно быть хорошим делом, потому что леса на планете вырубаются и их территории уменьшаются. Но если это будет происходить за счёт уникальной природной среды и к тому же создаст угрозу для существования огромного количества животных, то это уже нельзя рассматривать, как хорошее дело.

Исследователи из Франкфурта доказали, что большая часть африканской саванны может ещё до 2100 года покрыться деревьями. «В африканской саванне наблюдается рост большого количества деревьев и кустарников», — говорит Симон Шайтер, специалист Центра по сохранению биоразнообразия и исследованию климата в Университете имени Гёте во Франкфурте. Он и его коллега Стивен Хиггинс с 2000 года являются ведущими специалистами большого проекта сохранения биоразнообразия в странах Западной Африки: Бенине, Буркина-Фасо и Кот-д'Ивуаре.

Биоразнообразие находится под угрозой, так как оно может быть утрачено из-за появления леса на территории саванны. Учёные из Университета имени Гёте во Франкфурте участвуют в проекте вместе с учёными из других стран. Одним из направлений их работы является исследование роли различных видов животных. Например, существование вида летучей мыши Megaloglossus woermanni находится под угрозой. Существование 15-граммового животного играет важную роль в экосистеме, так как они охотятся на лесных насекомых и распространяют семена растений. Но изменения в системе землепользования в этом бедном регионе приводят к исчезновению среды обитания летучих мышей.

Результаты исследований, проводимых с 2000 года, собраны в книгу. Атласы, составленные исследователями из Франкфурта, показывают, как рационально использовать природные ресурсы и одновременно сохранить их. Книга содержит 2100 страниц и издана на немецком, английском и французском языках.

«Модель того, что будет происходить, в основном, составлена на компьютере», — говорит Шайтер. Исследователи использовали много разных данных, в том числе и спутниковых, полученных с таких территорий, как Национальный парк Крюгера в Южной Африке. В 2004 г. начались работы по созданию модели, в настоящее время Шайтер и Хиггинс продвинулись так далеко, что могут сказать: саванна будет превращаться в лес, если содержание углекислого газа в атмосфере сохранится на прежнем уровне. Процент содержания углекислого газа, при котором наступает этот эффект, не везде одинаков. Таким образом, изменения не произойдут везде одновременно, и это не «станет потрясением для всей экосистемы Земли», — сказал Шайтер. Выросший на месте саванны лес поглощает много углекислого газа, что помогает защитить климат, но приведёт к потере многих видов растений и животных в Африке, в первую очередь, крупных — слонов, жирафов, зебр из-за уменьшения среды их обитания.

Трава и лес в саванне находятся в постоянной конкуренции за свободные пространства. Тем не менее, ландшафт зависит от многих параметров, таких как колебания температуры, возникновение пожаров и других, что и определяет, какая растительность доминирует. Чем выше уровень СО2, тем больше растёт деревьев. «При нынешнем уровне CO2 увеличение роста деревьев в саванне действительно началось», — говорит Хиггинс, ведущий автор исследования, опубликованного в журнале Nature.

По мнению исследователей, изменения происходят очень быстро. «Тот, кто хочет защитить существующую экосистему, не может радоваться происходящим изменениям», — говорит Шайтер. Изменения также существуют в районах, земли которых уже были использованы для нужд сельского хозяйства и под пастбища.

Чтобы остановить эту тенденцию, или, по крайней мере, смягчить, нужно уменьшить выбросы углекислого газа. Но даже глобальная угроза изменения климата не помогла эффективно снизить загрязнение углекислым газом. Сможет ли забота о сохранении жирафов, слонов и других животных помочь сделать это?

Ирина МАКЕЕВА