31.05.2012

Геологи определили начало движения земной коры

Геологи провели изотопный анализ старейших кристаллов циркона из Гренландии и установили предполагаемое время начала тектонической активности литосферных плит. По словам ученых, движение земной коры стартовало 3,2 миллиарда лет назад. Работа опубликована в журнале Nature, ее краткое содержание приведено на сайте Университета западной Австралии.

Схема тектоники литосферных плит. Изображение Jose F. Vigil, USGS

Ученые анализировали кристаллы циркона (силиката циркония ZrSiO4), отобранные в нескольких точках западной Гренландии. Возраст кристаллов составлял от 2,85 до 3,9 миллиардов лет. Анализ содержания в них изотопов кислорода и гафния показал, что гренландская тектоническая плита проходила в своей эволюции две крупные стадии - 3,9 и 3,2 миллиардов лет назад.

Между двумя этими периодами в геологической истории Земли произошло переключение из древнего типа эволюции к такому, который мы наблюдаем сейчас. Именно тогда, по словам ученых, возник современный тектонический режим с образованием молодой коры в срединно-океанических хребтах, зонами "подныривания" (субдукции) под континентальные плиты и другими широко известными явлениями.

Кристаллы циркона - одни из самых древних минералов на Земле. Они образуются при остывании магмы, а анализ их изотопного состава является важным инструментом при изучении истории планеты. Недавно благодаря анализу кристаллов циркона, собранных в районе Восточно-Тихоокеанского поднятия, ученые понизили оценку скорости образования тектонических плит.

1. Lenta.Ru