30.11.2011

У гавайских вулканов разные источники

Два самых больших вулкана Большого Гавайского острова - Мауна-Кеа и Мауна-Лоа, скорее всего, результат работы двух разных плюмов - выходов на поверхность раскаленной магмы.

Доктору Доминику Вейсу (Dominique Weis) из Университета Британской Колумбии и его коллегам удалось сделать неожиданное открытие – ученые пришли к выводу, что крупнейшие вулканы Большого Гавайского острова - Мауна-Кеа и Мауна-Лоа образовались из двух разных источников, или плюмов.

Из чего сделаны Гавайи

Гипотеза, которая объясняет возникновение вулканов на Гавайских островах, появилась примерно 40 лет назад. Считается, что сами острова образовались над «горячими точками», или плюмами, – выходами на поверхность раскаленной магмы. Эта магма постепенно накапливалась. Таким образом, Гавайские острова - это своеобразные растущие вулканы. Но если сам плюм находился на одном месте, то тихоокеанская плита, на которую изливалась магма, постоянно перемещается. Она движется со скоростью примерно 9 см в год на северо-запад. По мере ее продвижения и образуются острова. Это означает, что возраст у островов разный. Например, самый старый остров Гавайского архипелага (вероятно, самое первое творение плюма) - Кауаи образовался 5 млн лет назад, а самый молодой - Большой Гавайский начал формироваться примерно 1 млн лет назад и продолжает это делать сейчас.

Остров один, а плюмы разные

«Цепь вулканов на Гавайских островах – одно из самых ярких географических образований на нашей планете. Они формировались по мере того, как тихоокеанская литосферная плита двигалась над гавайским плюмом. Этот процесс происходит и сейчас, он длится уже 80 миллионов лет», - пишут авторы исследования.

С помощью радиоуправляемого аппарата JASON2 ученые отобрали пробы застывшей лавы на глубине 2800 метров в районе вулкана Мауна-Кеа и Мауна-Лоа на Большом Гавайском острове. Изотопный анализ этих проб показал, что для каждого вулкана характерен свой особый геохимический состав, а значит, у них разный источник происхождения, считают ученые. Они предполагают, что существуют два плюма, которые соединяются в один источник глубоко под мантией.

Интересно, что этот плюм все еще продолжает работать и «производить» новые острова. По подсчетам геологов, подводный действующий вулкан Лоихи скоро превратится в остров. Высота вулкана достигла трех километров, до поверхности ему остается всего 980 метров.

Статья доктора Вейса опубликована в журнале Nature Geoscience.

Анна Говорова