23.05.2008

Обнаружена жизнь на рекордной глубине под морским дном

Исследователи из группы под руководством Джона Паркса (R. John Parkes), профессора геобиологии из университета Кардиффа (Cardiff University), сообщили об открытии микроорганизмов, живущих на удивительно большой глубине под морским дном.

Бактерий в образцах нашли с помощью флуоресцентного красителя. Одна из них показана на снимке. Около 60% зафиксированных микробов-прокариотов были живыми (фото Erwan Roussel)

Некоторое время назад мы рассказывали, как этот же учёный открыл бактерий, обитающих под океанским дном на глубине более 800 метров. Однако исследователь не прекратил работы в этом направлении и с тех пор продолжал искать жизнь ещё глубже.

Свежая находка, сделанная Парксом, оказалась рекордной не только для него самого, но и для науки вообще: теперь ему удалось обнаружить бактерии, живущие в слое породы на глубине 1626 метров. Условия для обитания там крайне неординарные: бактерии находятся под высоким давлением и при температуре, превышающей 100° по Цельсию.

Лабораторная установка, с помощью которой проводилось исследование образцов. Возраст породы — порядка 111 миллионов лет (фото Integrated Ocean Drilling Program, Texas A&M University)

Проведя ДНК-анализ, учёные выяснили, что микроорганизмы относятся в основном к двум родам бактерий-экстремофилов (обитающих в экстремальных условиях): Thermococcus и Pyrococcus.

Открытие было сделано посредством буровой вышки, установленной на корабле JOIDES Resolution, который в настоящее время применяется для научных геологических исследований.

Статья, рассказывающая о подробностях открытия, опубликована в Science.

Следует уточнить, что, по мнению ряда специалистов, подводная порода может быть населена вплоть до пятикилометровой глубины и содержать до двух третей всей земной микробной биомассы.

1. MEMBRANA